Константин Райкин: «Надо умереть, чтобы тебя признали»
Актеру, режиссеру, художественному руководителю театра «Сатирикон» Константину Райкину исполнилось 70 лет.
Однако, как выяснилось, к такой важной дате у юбиляра особое, не вполне традиционное отношение. Подводить итоги он не любит, вспоминать о делах давно минувших дней тоже. Да и вообще называет себя «рабочей лошадью». Однако нам удалось поговорить с Константином Аркадьевичем не только о работе, но и о частной жизни.
— Константин Аркадьевич, 70 лет — это ведь не шутка. Довольны прожитыми годами и чем особенно гордитесь?
— Вы знаете, слова «горжусь», «доволен» — это все не про меня, ко мне они как-то не идут. Я человек, который не испытывает гордости за какие-то свои дела. Я как пловец во время заплыва, которому некогда думать о каких-то абстрактных вещах, надо постоянно грести, барахтаться, работать руками и ногами. Для того чтобы гордиться, нужно выбраться из воды на берег, обсохнуть — и вот тогда уже можно гордиться своими успехами, если они есть. А я пока в этом потоке и продолжаю плыть, во всяком случае, сам так считаю.
Вообще сказал бы так: для гордости у меня нет пока времени. Некогда мне гордиться. Но это не значит, что я не люблю то, чем занимаюсь. Я вообще-то люблю свое дело. А доволен ли я? Вот, честное слово, как-то об этом не задумывался. Просто считаю театр «Сатирикон» важнейшим делом своей жизни. А оно, это дело, еще не закончено, в театре идет строительство. Гордиться — это где-то на глубокой пенсии уже. А я все-таки пока рабочий человек. Занимаюсь делом, получаю от этого иногда определенную радость. Хотя в целом оно очень мучительное — дело, которым я занимаюсь. И педагогика, и актерство, и режиссерство, и худручество — это трудные дела, и я каждый день это на себе ощущаю. Поэтому я не хочу сейчас никаких результатов, подведений итогов. Я не юбилейный человек совершенно, не люблю пафоса этого момента. Я делаю свою работу — и все. Даже не называю это творчеством. Вообще вы разговариваете с «рабочей лошадью»! Что я еще могу сказать про себя? Что старый конь, надеюсь, борозды не портит! (Смеется.)
* С отцом, великим Аркадием Райкиным
«ДИАЛОГ С ОТЦОМ ВЕДУ ВСЮ ЖИЗНЬ»
— В вашей жизни было еще кино. Уже 18 лет не снимаетесь, но фильмы с вашим участием по телевидению повторяют регулярно. Тоже не любите пересматривать? Если да, то в этом как раз не будете оригинальны…
— Нет, почему, я смотрю, когда есть возможность. К кино я по-другому отношусь. Это замечательный вид искусства. Но меня всегда интересовал в первую очередь театр. Хотя я снимался в кино и интересовался результатами. Конечно, есть артисты экзальтированные и капризные, которые не могут на себя смотреть. Но я к таким не отношусь. Не думаю о себе, что я высокий голубоглазый блондин, а тут вдруг увидел, что лысый и маленький. Нет, я знаю, что я лысый и маленький, и могу спокойно на себя такого смотреть. Более того, в своей лысости и маленькости вижу ряд преимуществ перед голубоглазыми блондинами: я могу себе позволить то, чего ни один из них не может! Поэтому неизвестно, что лучше! (Смеется.)
Но с кино у меня не было длительного творческого альянса. Потом я считаю, что в плане актерства театр интереснее. Он с самого начала стал моей любовью и единственным делом в жизни. Хотя в кино я ходить люблю и считаю, что есть замечательные и актерские работы, и фильмы…
— Ваш отец тоже очень редко снимался. Вообще в своем творчестве вы оглядываетесь мысленно на отца? Думаете: а что сказал бы папа? Используете в своей работе его идеи, наработки?
— Давайте с конца: не использую я его наработки. Ну как их можно использовать? Все-таки Аркадий Райкин — это уникальное явление, я считаю. И в актерской профессии, и в театральном мире в целом. Это такая особая звезда на небосклоне, особая планета. Он был так своеобразен и ни на кого не похож, что у него, как бы парадоксально это ни звучало, почти не было возможности чему-то у кого-то научиться. Вот есть такие явления в искусстве настолько своеобразные, что ни им, ни у них впрямую перенять ничего нельзя. А диалог с отцом я веду всю жизнь: всегда думаю о том, что папа сказал бы по тому или иному поводу. Он для меня значил и значит очень много. Отец не обладал, я считаю, какими-то педагогическими способностями, но он воспитывал и обучал своим примером, своим отношением к делу. И это было какое-то волшебство!
Актерство и театр для него были даже не работа, а образ жизни. Он меня до сих пор вдохновляет, поэтому я часто у себя спрашиваю: «А что папа сказал бы по поводу вот этого спектакля, вот этого явления, вот этого моего поступка?» Вообще мои родители для меня очень многое значат. И я — родом из нашей семьи. Наверное, не все люди могут так про себя сказать. Но мне кажется, что это очень правильно, когда человек растет из своей семьи, из любви, которой он окружен в этой семье…
* В кино он уже 18 лет не снимался, зато в театре собрал все награды
«С ЖЕНОЙ И ДОЧЕРЬЮ БОЛЕЕ СТРОГ, ЧЕМ С ДРУГИМИ»
— Ваша дочь Полина тоже служит в «Сатириконе». Как вам в семейном тандеме работается?
— Она не только служит в театре, но еще и преподает актерское мастерство у меня в «Театральной школе Константина Райкина». Я художественный руководитель, она — один из старших педагогов. И Полина очень хорошо преподает, она хорошая актриса. Я много раз с ней репетировал, мы выпустили много удачных работ. У меня четкое разделение: я с ней работаю как с актрисой Райкиной.
Полина Райкина — актриса театра, на которую я возлагаю определенный груз ответственности. Делаю ей замечания, иногда в процессе работы могу быть недовольным, предъявлять какие-то претензии и так далее. Здесь родственные узы и связи уходят на второй план. Я и с женой так работаю (супруга режиссера — Елена Бутенко-Райкина. — Ред.). Она преподает, является деканом актерского факультета и как актриса играет. Может быть, я даже более строг с ними, чем с другими. Зная их способности и дарования, пытаюсь максимально их проявить.
— Интересно, а кого из российских артистов вы считаете наиболее талантливыми?
— У нас много талантливых и даже великих режиссеров и актеров. Но у нас такая страна, что мертвых любят больше, чем живых. Поэтому надо умереть, чтобы тебя признали по истинной твоей величине. Например, у нас есть Евгений Миронов. Это фантастическое явление в театральной и вообще в актерской среде, и в мире целом. Его надо изучать как феномен.
Есть Олег Меньшиков, великолепный просто артист, есть неподражаемая Марина Неелова и так далее. Есть великие артисты разных поколений. Я вам могу навскидку назвать человек 25, на которых надо просто смотреть и не насмотреться, какая это прелесть. И какая радость для настоящего зрителя!
— Многие актеры мечтают сыграть Гамлета. Но вы мечтали сыграть Ричарда III и сыграли его в постановке Юрия Бутусова. Почему такой выбор персонажа?
— Я вообще никакой не мечтатель — я чего хочу, то и делаю. Что хотел, то и играл. В слове «мечтать» есть что-то инфантильное. А я не мечтатель, я делатель. Я и Гамлета хотел сыграть — и сыграл, кстати. Что же касается Ричарда III, то это тот же Шекспир и это одна из самых лучших ролей мирового репертуара. И все такие роли — это подарки для артиста. Роли же не различаются на положительных и отрицательных героев, как говорили при советской власти.
Меня как-то спросили: «Почему вы играете так много отрицательных ролей?» Да мне даже в голову не приходит, что они отрицательные. Есть роли хорошие, а есть роли плохие. А среди отрицательных, если так говорить, есть просто гениальные роли. И я порой играл гениальных мерзавцев. Разве цель в том, чтобы играть положительного персонажа? А Гамлет разве положительный? Нет, это слишком просто. А что он так себя плохо ведет с мамой, с Офелией, что он так над всеми измывается? (Смеется.) Это тоже все относительно. Как сказал Питер Брук, «Гамлет — это вершина, склоны которой усеяны трупами актеров и режиссеров». И вот я своим «трупом» эту вершину разнообразил! (Смеется.)
Валерия Хващевская.
Фото: PERSONA STARS,
Г. Усоев.
Источник: mirnov.ru