Общий вид УДК пр. 23990. Графика Зеленодольского ПКБ
Несколько лет назад ВМФ России мог получить свои первые универсальные десантные корабли совместной российско-французской постройки. Однако сделка сорвалась, и нашей стране пришлось самостоятельно развивать это направление. Проектирование успешно завершено, и 20 июля состоялась закладка сразу двух УДК собственной разработки.
От проекта к строительству
На протяжении нескольких последних лет, после завершения истории с «Мистралями», на отечественных выставках регулярно появлялись материалы по собственным проектам УДК. Также звучали заявления о способности нашей промышленности строить такие корабли и о скором начале строительства. Однако до определенного времени реальные работы откладывались.
В ноябре прошлого года стало известно, что Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, входящее в состав корпорации «Ак Барс», разработает новый проект УДК. Уже в начале января 2020-го материалы по этому проекту, получившему номер «23900», продемонстрировали руководству страны. Также стало известно, что в ближайшие месяцы на заводе «Залив» в Керчи (тоже входит в состав «Ак Барс») состоится закладка сразу двух новых УДК.
Изначально сообщалось о закладке кораблей в мае, но в связи со сложной обстановкой эти мероприятия перенесли. Также сместилось подписание контракта на строительство. По данным отечественных СМИ, министерство обороны и завод «Залив» подписали такое соглашение 22 мая. За два УДК исполнитель получит ок. 100 млрд руб.
20 июля в Керчи состоялась торжественная церемония с участием президента Владимира Путина, представителей правительства и Минобороны. Закладные доски установлены на секциях будущих кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко».
Будущие корабли
К настоящему времени опубликован как облик, так и некоторые характеристики перспективных УДК пр. 23900. Это позволяет оценить их возможности и потенциал, а также сравнить с зарубежными образцами своего класса.
Демонстрация материалов по проекту руководству страны, январь 2020 г. Кадр из репортажа т/к «Звезда»
Пр. 23900 предусматривает строительство корабля длиной ок. 220 м с полным водоизмещением 25 тыс.т. Корпус имеет традиционные обводы и особую компоновку, характерную для УДК. Так, значительная часть внутренних объемов отдается под кубрики для десанта и палубы для размещения амфибийной, сухопутной и авиационной техники. В корме организована доковая камера, в которой транспортируются десантные катера пр. 11770 «Серна» или иные плавсредства. Носовая аппарель, характерная для отечественных БДК, не предусматривается.
Надстройка корабля сдвинута к правому борту, за счет чего организуется крупная полетная палуба шириной 33 м с шестью взлетными позициями. С ее помощью обеспечивается работа вертолетов различного назначения – ударных Ка-52К, транспортно-боевых Ка-29 или противолодочных Ка-27. Возможно, в перспективе их дополнят самолеты укороченного или вертикального взлета.
УДК пр. 23900 сможет перевозить до 1000 человек десанта и до 75 ед. бронетехники – в зависимости от ее типа. Доковая камера вместит до шести катеров. На палубе и в ангаре предусматривается место для 20 вертолетов разных типов.
Известно, что новые корабли получат различное вооружение для самообороны, но его состав остается неизвестным. По разным оценкам, корабль нуждается в артиллерийских и ракетно-артиллерийских системах ПВО, противоторпедных комплексах и т.д. Также на борту должно присутствовать развитое радиоэлектронное вооружение, в т.ч. средства РЭБ. При этом развитые ударные системы кораблю не нужны.
Экипаж новых УДК будет включать 320 человек. Автономность – 60 суток. Полная скорость будет достигать 22 узлов, дальность плавания – 6 тыс. морских миль. В составе корабельных групп новые УДК смогут действовать на большом удалении от баз и решать задачи высадки десанта, участвовать в гуманитарных операциях и т.д.
Торжественная церемония закладки двух УДК на «Заливе», 20 июля. Фото АП РФ / kremlin.ru
В сравнении
Главной причиной появления пр. 23900 следует считать отказ Франции передавать два готовых УДК. При разработке российского проекта учитывались зарубежные опыт и наработки, но они реализовывались иначе. В итоге проекты «23900» и Mistral существенно отличаются друг от друга – и имеет смысл их сравнение.
Прежде всего необходимо отметить, что российский корабль крупнее и тяжелее французского аналога. «Мистраль» имеет длину менее 200 м и полное водоизмещение 21,3 тыс. т. Разница в главных размерениях и водоизмещении приводит к серьезным различиям в площадях и объемах, доступных для размещения десанта и техники.
В зависимости от продолжительности плавания, французский УДК способен взять на борт 450 или 900 десантников. Грузовые палубы вмещают до 59 ед. техники, в т.ч. до 13-15 основных танков. В доковой камере помещается четыре десантных катера CTM или два LCAC. Ангары и летная палуба способны принять до 16 вертолетов тяжелого класса или 35 легкого. Российско-французский заказ предусматривал доработку увеличение высоты ангарной палубы в соответствии с габаритами наших вертолетов. Авиационная группа российских УДК должна была включать 30 машин нескольких типов.
Для самообороны «Мистрали» несут два ЗРК Simbad, два зенитных 20-мм автомата NARWHAL, а также набор пулеметов нормального и крупного калибра. Корабли для ВМФ России должны были получить усиленное вооружение российского производства. Предлагалось применение двух артустановок АК630 и двух зенитных систем «Гибка». Системы управления огнем – российского производства.
УДК типа Mistral способны развивать скорость до 19 узлов. Экономическая скорость в 15 узлов обеспечивает дальность плавания более 10 тыс. морских миль. При этом автономность ограничена 30 сутками.
Президент устанавливает закладную доску, 20 июля. Фото АП РФ / kremlin.ru
Нетрудно заметить, что почти по всем основным тактико-техническим характеристикам пр. 23900 обходит французский Mistral. Из этого следует, что российские военные и кораблестроители изучили зарубежный опыт, но не стали перенимать готовые решения и конструкции. Результатом этого стал более крупный, более скоростной и более вместительный корабль со всеми необходимыми возможностями.
В ожидании новинки
Еще весной, до подписания контракта, в отечественных СМИ появились сообщения о сроках завершения планируемого строительства. Головной УДК пр. 23900 планировалось передать заказчику в 2026 г., второй – в 2027-м. Таким образом, спуск на воду стоит ожидать после 2023-24 гг., и после достройки корабли выйдут на испытания.
Пока Минобороны планирует построить только два новых УДК, и не исключается возможность дальнейшего строительства. После церемонии закладки В. Путин отметил, что решение об этом будет принято по опыту эксплуатации первых кораблей. Кроме того, президент рассказал о наличии планов по некоторой переделке десантных кораблей для решения иных задач – но не стал уточнять, каких именно.
Таким образом, текущее положение дел располагает к сдержанному оптимизму. Долгожданное строительство первых полностью отечественных УДК начато и будет завершено через несколько лет, благодаря чему ВМФ получит принципиально новые корабли. Пока нельзя исключать те или иные сложности на разных этапах, обусловленные недостатком необходимого опыта, но поводы для негативных прогнозов отсутствуют.
Следует отметить, что сдача двух кораблей «Мистраль» планировалась еще в 2014-15 гг. Но из-за сомнительных действий французских властей были нарушены планы российского ВМФ, и развитие десантных сил затормозилось. Первые желаемые УДК удастся получить только через 10-12 лет после дат, оговоренных российско-французским соглашением.
Однако это время не было и не будет потрачено впустую. В течение нескольких последних лет российские научные и проектные организации изучали перспективную тематику и прорабатывали новые проекты, а заводы готовились к строительству. В итоге ВМФ России получит желаемые универсальные десантные корабли, причем лучше зарубежных и без каких-либо рисков политического характера. Их строительство уже началось.
Источник: topwar.ru